49.03.01 Направление подготовки "Физическая культура" , профиль "Спортивная тренировка в избранном виде спорта"

 

Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Бадминтон"
 
Контрольные вопросы по теме. Тема 1. Бадминтон как доступное средство физической культуры и спорта.
1. История развития зарубежного и отечественного бадминтона. 
2. Развитие международного бадминтона. 
3. Развитие отечественного бадминтона. 
4. Развитие бадминтона в Пензе.
Контрольные вопросы по теме 2. Правила игры в бадминтон.
1. Основные правила игры. 
2. Терминология и классификация ударов.
3. Правила одиночной игры.
4. Правила парной игры.
5. Правила смешанной парной игры.
Контрольные вопросы по теме 3. Основные вопросы организации и проведения соревнований
1. Значение соревнований.
2. Классификация соревнований. 
3. Основы организации и проведения соревнований.
4. Этапы организации и проведения соревнований.
Контрольные вопросы по теме 4.  Основы многолетней подготовки в бадминтоне
1.Тренировка на начальном этапе.
2.  Учебно-тренировочные группы 1-го и 2-го годов обучения.
3. Учебно-тренировочные группы 3-го - 5-го годов обучения
4. Группы спортивного совершенствования.
5. Группы высшего спортивного мастерства. 
6. Психологическая подготовка. 
7. Медико-биологический контроль. 
8.Восстановительные средства.
9. Воспитательная работа
Контрольные вопросы по теме 2.1. Обучение основным ударам в бадминтоне
1. Исходная (стартовая) позиция
2. хватка ракетки. 
3. Подача.
4. Удары сверху открытой стороной ракетки
5. Удары сверху закрытой стороной ракетки. 
6. Удары снизу. 
7. Удары сбоку.
8. Удары у сетки.
Контрольные вопросы по теме 2.2. Перемещения в бадминтоне
1. Перемещения у сетки. 
2. Перемещения в дальний угол площадки. 
3. Перемещения с разножкой. 
Контрольные вопросы по теме 3. 1. Одиночные игры
1. Особенности игры в нападении
2. Особенности игры в защите
3. Особенности мужской игры. 
4. Особенности женской игры. 
Контрольные вопросы по теме 3. 2. Парные игры
1. Взаимодействия игроков.  
2. Особенности игры в нападении
3. Особенности игры в защите
4. Особенности мужской пары. 
5. Особенности игры женской пары.
Контрольные вопросы по теме 3.3. Смешанные парные игры
1. Расположение на площадке. 
2. Распределение зон защиты на площадке. 
3. Взаимодействия игроков  и психология поведения.
4. Особенности игры в нападении
5. Особенности игры в защите
Контрольные вопросы по теме 3. 4. Инструкторско-судейская практика
1. Обязанности судьи на линии
2. Обязанности судьи на вышке
3. Обязанности судьи на подаче
4. Заполнение протокола
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Научно-исследовательская работа"
1. Краткий очерк истории развития НИР
2.Этапы развития и становления методов исследований и оценки физического развития.
3. Методика и организация научных исследований.
4.Структура управления НИРС.
5. НИР во внеучебное время. 
6.Студенческий научный кружок при кафедре. 
7.УИРС – составная часть НИР. 
8.Роль общественных организаций в развитии НИРС. 
9.Учебно-воспитательное значение НИРС.
 10.Студенческая научная конференция.
11.Форма и структура СНК.
12.Оценка сообщений (докладов) на СНК.
13. Методы популяризации и поощрения студентов, занимающихся НИР.
14.Ведение научного поиска.
15.Методические рекомендации по ведению студентами научного поиска. 
16.Методы исследования, применяемые в физическом воспитании.
17. Ориентировочные этапы исследования. 
18.Аналитический обзор литературы.
19.Оформление научных работ
20.Общие требования к оформлению студенческих научных работ.
21. Требования к оформлению курсовых и дипломных работ.
22. Структура курсовой работы. 
23.Требования к оформлению бакалаврской работы. 
24.Порядок защиты курсовой и бакалаврской работ.
25.Оформление отдельных частей работы.Оформление рукописи. Титульный лист. Аннотация. Введение. Обзор литературы. Материал и методы исследования. Результаты собственных исследований. Заключение. Выводы. Список литературы. Приложения.
26.Методы оценки физического развития.
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины 
"Научно-методическая деятельность в спорте"
1. Цель и задачи дисциплины «Научно-методическая деятельность в спорте».
2. Характеристика научной специальности 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.
3. Научно-методическая деятельность в процессе профессионального физкультурного образования.
4. Ученые степени и ученые звания как факторы становления профессионализма высоко уровня.
5. Виды методических работ и их характеристика.
6. Методы организации учебно-воспитательного процесса в опытных группах.
7. Педагогический эксперимент: определение, объект и задачи изучения.
8. Контрольные испытания: информативность теста, принципы разработки КУ, методика оценки уровня общей физической подготовленности.
9. Методы получения ретроспективной информации.
10. Педагогический эксперимент: продолжительность и схема проведения.
11. Контрольные испытания: определения, надежность теста, методы оценки уровня развития физических качеств.
12. Методы сбора текущей информации.
13. Виды педагогического эксперимента по целям исследования и условиям проведения.
14. Методы регистрации техники выполнения физических упражнений.
15. Задачи, решаемые на теоретическом этапе исследования.
16. Виды педагогических экспериментов по логической схеме доказательства.
17. Методы математической статистики: назначения, статистические процедуры.
18. Педагогическое наблюдение: характерные черты, случаи применения.
19. Литературно-графическое оформление результатов исследования: общие требования, титульный лист, оглавление.
20. Типологический отбор исследуемых.
21. Педагогическое наблюдение: возможные объекты наблюдения, подготовка к наблюдению.
22. Механический отбор исследуемых.
23. Задачи, решаемые на методическом этапе исследования.
24. Хронометрирование, случаи применения.
25. Гипотеза, источники ее разработки.
26. Актуальность, признаки актуальности избранной темы.
27. Количество и методика определения задач исследования.
28. Хронометрирование, общей и моторной плотности урока.
29. Объект и предмет исследования.
30. Требования к подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ.
31. Основные виды измерительных шкал и их особенности.
32. Требования к оформлению таблиц в научных работах.
33. Требования к иллюстрациям (рисунок, график, диаграмма, чертеж, схема).
34. Требования к библиографическому описанию научно-методической литературы в списке (книги, монографии, учебники и учебные пособия, статьи из журналов и сборников научных трудов, авторефераты, диссертации).
35. Требования к тезисам доклада и научным статьям, представляемым к публикации.
36. Методика составления анкет, разновидности вопросов, требования к их составлению.
37. Наука, ее функции, роль в обществе, в физической культуре и спорте.
38. Методика, методическая деятельность.
39. Проблематика научных исследований по общим основам теории и методики физического воспитания.
40. Перечислите основные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам.
41. Постановка цели исследований.
42. Задачи исследований, требования к их постановке.
43. Гипотеза исследований.
44. Наиболее распространенные методы исследований в области физи¬ческой культуры и спорта.
45. Графический материал и формы ее представления.
46. Какие критерии наиболее часто используются для вычисления дос¬товерности различий, если измерения осуществлены на основе шкалы наименований?
47. Какой критерий используется для вычисления достоверности раз¬личий между результатами, полученными на основе интервальной шка¬лы и шкалы отношений?
48. Раскрыть понятие термином «корреляция».
49. Средние величины вы знаете, чем они отличаются друг от друга?
50. Язык и стиль изложения научных работ.

Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Организация и судейство соревнований водных видов спорта"
1. Кто может быть спортивным судьёй?
2. Каким должен быть судья?
3. Классификация судей.
4. Кому предоставляется право присвоения судейских категорий?
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
5. Кому предоставляется право присвоения звания «Почётный судья по спорту»?
6. Какие документы необходимы для присвоения категорий 
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
7. Кому могут быть присвоены судейские категории
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- «Спортивный судья Всероссийской категории».
8. Права и обязанности судей.
9. Коллегии судей по спорту, при каких организациях могут быть созданы?
10. Кто может входить в состав  районной и городской коллегии судей?
11. Структура коллегии судей.
12. Содержание работы президиума коллегии судей.
13. Учет судей по виду спорта.
14. Что отражается в положении соревнований?
15. Как составляется смета соревнований?
16. Особенности организации и проведения церемониалов.
17. Отчётная документация соревнований.
18. Всероссийский реестр видов спорта.
19. Формы и методы идейно-воспитательной работы в су¬дейских коллегиях.
20. Положение о спортивных судьях.
21. Современные методы планирования и организации  соревнований.
22. Порядок подготовки и проведения массовых соревно¬ваний.
23. Специфические особенности проведения соревнований различного характера и масштаба (чемпионаты и первенства, Кубки и матчевые встречи, соревнования на открытом спортсооружении и в закрытом помещении и др.).
24. Организация работы и взаимодействие членов ГСК.
25. Организация и проведение информационной работы на соревнованиях.
26. Подготовка мест для проведения соревнований. 
27. Работа секретариата. Ведение судейской документации. Координация работы с пресс-центром. Использование ЭВМ в практике судейства.
28. Обеспечение порядка и безопасности на соревнованиях.
29. Работа судей (технического делегата) и др.
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины  "Организация и судейство соревнований зимних видов спорта"
1. Спортивным судьёй, его права и обязанности.
2. Каким должен быть спортивный судья по виду спорта?
3. Классификация судей по виду спорта.
4. Кому предоставляется право присвоения следующих судейских категорий:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
5. Кому предоставляется право присвоения звания «Почётный судья по спорту»?
6. Необходимый перечень документов для присвоения следующих спортивных категорий:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
7. В каком порядке могут быть присвоены следующие судейские категории:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- «Спортивный судья Всероссийской категории».
8. Права и обязанности членов коллегии судей.
9. Коллегия судей по виду спорта и условия их формирования?
10. Численный состав  районной и городской  коллегии судей по виду спорта? Их права и обязанности.
11. Структура членов коллегии судей по виду спорта.
12. Основное содержание работы президиума коллегии судей.
13. Учет судейской коллегии по виду спорта.
14. Основное содержание положений о соревнованиях?
15. Смета и ее содержание для проведения различных спортивно-массовых мероприятий по виду спорта?
16. Особенности организации и проведения церемониалов.
17. Отчётная документация и ее содержание для проведения различных соревнований по виду спорта.
18. Всероссийский реестр видов спорта.
19. Формы и методы идейно-воспитательной работы членов коллегии судей.
20. Положение о спортивных судьях по виду спорта.
21. Современные методы планирования и организации  спортивно-массовых мероприятий.
22. Порядок подготовки и проведения спортивно-массовых соревно¬ваний.
23. Особенности подготовки и проведения соревнований различного уровня (чемпионаты, первенства, кубки, матчевые встречи, фестивали и т.д., соревнования на плоскостных открытых спортсооружениях и в закрытых помещениях и т.д.).
24. Организация работы и взаимодействие членов ГСК.
25. Организация и проведение информационной работы на соревнованиях различного уровня.
26. Подготовка мест проведения спортивно-массовых мероприятий различного уровня. 
27. Работа секретариата. Ведение судейской документации. Координация работы с пресс-центром. Использование ЭВМ в профессиональной работе членов коллегии судей.
28. Обеспечение порядка и безопасности на соревнованиях различного уровня.
29. Прав и обязанности технического делегата соревнований по виду спорта
30. Медицинское обеспечение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Организация и судейство соревнований по лыжному спорту"
1. Спортивным судьёй, его права и обязанности.
2. Каким должен быть спортивный судья по виду спорта?
3. Классификация судей по виду спорта.
4. Кому предоставляется право присвоения следующих судейских категорий:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
5. Кому предоставляется право присвоения звания «Почётный судья по спорту»?
6. Необходимый перечень документов для присвоения следующих спортивных категорий:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
7. В каком порядке могут быть присвоены следующие судейские категории:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- «Спортивный судья Всероссийской категории».
8. Права и обязанности членов коллегии судей.
9. Коллегия судей по виду спорта и условия их формирования?
10. Численный состав  районной и городской  коллегии судей по виду спорта? Их права и обязанности.
11. Структура членов коллегии судей по виду спорта.
12. Основное содержание работы президиума коллегии судей.
13. Учет судейской коллегии по виду спорта.
14. Основное содержание положений о соревнованиях?
15. Смета и ее содержание для проведения различных спортивно-массовых мероприятий по виду спорта?
16. Особенности организации и проведения церемониалов.
17. Отчётная документация и ее содержание для проведения различных соревнований по виду спорта.
18. Всероссийский реестр видов спорта.
19. Формы и методы идейно-воспитательной работы членов коллегии судей.
20. Положение о спортивных судьях по виду спорта.
21. Современные методы планирования и организации  спортивно-массовых мероприятий.
22. Порядок подготовки и проведения спортивно-массовых соревно¬ваний.
23. Особенности подготовки и проведения соревнований различного уровня (чемпионаты, первенства, кубки, матчевые встречи, фестивали и т.д., соревнования на плоскостных открытых спортсооружениях и в закрытых помещениях и т.д.).
24. Организация работы и взаимодействие членов ГСК.
25. Организация и проведение информационной работы на соревнованиях различного уровня.
26. Подготовка мест проведения спортивно-массовых мероприятий различного уровня. 
27. Работа секретариата. Ведение судейской документации. Координация работы с пресс-центром. Использование ЭВМ в профессиональной работе членов коллегии судей.
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины  "Организация и судейство соревнований по плаванию"
1. Кто может быть спортивным судьёй?
2. Каким должен быть судья?
3. Классификация судей.
4. Кому предоставляется право присвоения судейских категорий?
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
5. Кому предоставляется право присвоения звания «Почётный судья по спорту»?
6. Какие документы необходимы для присвоения категорий 
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
7. Кому могут быть присвоены судейские категории
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- «Спортивный судья Всероссийской категории».
8. Права и обязанности судей.
9. Коллегии судей по спорту, при каких организациях могут быть созданы?
10. Кто может входить в состав  районной и городской коллегии судей?
11. Структура коллегии судей.
12. Содержание работы президиума коллегии судей.
13. Учет судей по виду спорта.
14. Что отражается в положении соревнований?
15. Как составляется смета соревнований?
16. Особенности организации и проведения церемониалов.
17. Отчётная документация соревнований.
18. Всероссийский реестр видов спорта.
19. Формы и методы идейно-воспитательной работы в су¬дейских коллегиях.
20. Положение о спортивных судьях.
21. Современные методы планирования и организации  соревнований.
22. Порядок подготовки и проведения массовых соревно¬ваний.
23. Специфические особенности проведения соревнований различного характера и масштаба (чемпионаты и первенства, Кубки и матчевые встречи, соревнования на открытом спортсооружении и в закрытом помещении и др.).
24. Организация работы и взаимодействие членов ГСК.
25. Организация и проведение информационной работы на соревнованиях.
26. Подготовка мест для проведения соревнований. 
27. Работа секретариата. Ведение судейской документации. Координация работы с пресс-центром. Использование ЭВМ в практике судейства.
28. Обеспечение порядка и безопасности на соревнованиях.
29. Работа судей (технического делегата) и др.
30. Медицинское обеспечение соревнований.
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Основы начальной тренировки в лыжном спорте"
1. Роль юношеского спорта в общей системе физического воспитания России. 
2. Какие задачи решаются в процессе спортивных занятий с детьми школьного возраста? 
3. Основные этапы становления теории и мето¬дики юношеского спорта как научной и учебной дисциплины. 
4. Современное состояние теории и методики юно¬шеского спорта в России. 
5. Какие задачи стоят в исследованиях для дальнейшего изучения теории и методики юношеского спорта? 
6. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми младшего школьного возраста? 
7. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми среднего школьного возраста? 
8. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми старшего школьного возраста? 
9. Охарактеризуйте сенситивные возрастные периоды развития физических качеств детей, подростков и юношей. 
10. Какими факторами определяются соревновательные достижения?  
11.  Какова роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов? 
12.  Охарактеризуйте структуру соревнований по возрастным группам в нашей стране. 
13.  Какими основными документами регламентируются организация и проведение соревнований для юных спортсменов? 
14.  Значение документа «Нормы соревновательных нагрузок и условия проведения соревнований по видам спорта для спортсменов детского и юношеского возрастов». 
15. Оптимальное количество соревнований для юных спортсменов. 
16. Как должен готовиться юный спортсмен к участию в соревнованиях? 
17. Что такое соревновательная подготовка? 
18. Роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов. 
19. Охарактеризуйте влияние типа высшей нервной деятельности на освоение двигательных действий. 
20. Основные организационные формы подготовки юных спортсменов в России 
21. Охарактеризуйте задачи спортивных школ различных типов 
22. Какие основные программно-методические документы регламентируют деятельность спортивных школ? 
23. Охарактеризуйте основные формы учебно-тренировочных занятий и формы планирования работы спортивных школ. 
24.  Оценка эффективности учебно-тренировочного процесса в спор¬тивной школе 
25.  Какова система оценки качества работы тренера спортивной школы? 
26.  Расскажите о деятельности специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения. 
27. Какова роль общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля в системе подготовки спортивных резервов?
28. Средства и методы нравственного воспитания юных спортсменов.
29. Воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов.
30. Самовоспитание и спортивный коллектив.
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Основы начальной тренировки в плавании"
1. Роль юношеского спорта в общей системе физического воспитания России. 
2. Какие задачи решаются в процессе спортивных занятий с детьми школьного возраста? 
3. Основные этапы становления теории и мето¬дики юношеского спорта как научной и учебной дисциплины. 
4. Современное состояние теории и методики юно¬шеского спорта в России. 
5. Какие задачи стоят в исследованиях для дальнейшего изучения теории и методики юношеского спорта? 
6. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми младшего школьного возраста? 
7. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми среднего школьного возраста? 
8. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми старшего школьного возраста? 
9. Охарактеризуйте сенситивные возрастные периоды развития физических качеств детей, подростков и юношей. 
10. Какими факторами определяются соревновательные достижения?  
11.  Какова роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов? 
12.  Охарактеризуйте структуру соревнований по возрастным группам в нашей стране. 
13.  Какими основными документами регламентируются организация и проведение соревнований для юных спортсменов? 
14.  Значение документа «Нормы соревновательных нагрузок и условия проведения соревнований по видам спорта для спортсменов детского и юношеского возрастов». 
15. Оптимальное количество соревнований для юных спортсменов. 
16. Как должен готовиться юный спортсмен к участию в соревнованиях? 
17. Что такое соревновательная подготовка? 
18. Роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов. 
19. Охарактеризуйте влияние типа высшей нервной деятельности на освоение двигательных действий. 
20. Основные организационные формы подготовки юных спортсменов в России 
21. Охарактеризуйте задачи спортивных школ различных типов 
22. Какие основные программно-методические документы регламентируют деятельность спортивных школ? 
23. Охарактеризуйте основные формы учебно-тренировочных занятий и формы планирования работы спортивных школ. 
24.  Оценка эффективности учебно-тренировочного процесса в спор¬тивной школе 
25.  Какова система оценки качества работы тренера спортивной школы? 
26.  Расскажите о деятельности специализированных классов по плаванию с продленным днем обучения. 
27. Какова роль общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля в системе подготовки спортивных резервов?
28. Средства и методы нравственного воспитания юных спортсменов.
29. Воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов.
30. Самовоспитание и спортивный коллектив.

Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Основы начальной тренировки в плавании"
1. Роль юношеского спорта в общей системе физического воспитания России. 
2. Какие задачи решаются в процессе спортивных занятий с детьми школьного возраста? 
3. Основные этапы становления теории и мето¬дики юношеского спорта как научной и учебной дисциплины. 
4. Современное состояние теории и методики юно¬шеского спорта в России. 
5. Какие задачи стоят в исследованиях для дальнейшего изучения теории и методики юношеского спорта? 
6. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми младшего школьного возраста? 
7. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми среднего школьного возраста? 
8. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми старшего школьного возраста? 
9. Охарактеризуйте сенситивные возрастные периоды развития физических качеств детей, подростков и юношей. 
10. Какими факторами определяются соревновательные достижения?  
11.  Какова роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов? 
12.  Охарактеризуйте структуру соревнований по возрастным группам в нашей стране. 
13.  Какими основными документами регламентируются организация и проведение соревнований для юных спортсменов? 
14.  Значение документа «Нормы соревновательных нагрузок и условия проведения соревнований по видам спорта для спортсменов детского и юношеского возрастов». 
15. Оптимальное количество соревнований для юных спортсменов. 
16. Как должен готовиться юный спортсмен к участию в соревнованиях? 
17. Что такое соревновательная подготовка? 
18. Роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов. 
19. Охарактеризуйте влияние типа высшей нервной деятельности на освоение двигательных действий. 
20. Основные организационные формы подготовки юных спортсменов в России 
21. Охарактеризуйте задачи спортивных школ различных типов 
22. Какие основные программно-методические документы регламентируют деятельность спортивных школ? 
23. Охарактеризуйте основные формы учебно-тренировочных занятий и формы планирования работы спортивных школ. 
24.  Оценка эффективности учебно-тренировочного процесса в спор¬тивной школе 
25.  Какова система оценки качества работы тренера спортивной школы? 
26.  Расскажите о деятельности специализированных классов по плаванию с продленным днем обучения. 
27. Какова роль общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля в системе подготовки спортивных резервов?
28. Средства и методы нравственного воспитания юных спортсменов.
29. Воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов.
30. Самовоспитание и спортивный коллектив.
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Основы организации и судейства соревнований по лёгкой атлетике"
1. Спортивный судья, его права и обязанности.
2. Каким должен быть спортивный судья по виду спорта?
3. Классификация судей по виду спорта.
4. Кому предоставляется право присвоения следующих судейских категорий:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
5. Кому предоставляется право присвоения звания «Почётный судья по спорту»?
6. Необходимый перечень документов для присвоения следующих спортивных категорий:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- судья Всероссийской категории.
7. В каком порядке могут быть присвоены следующие судейские категории:
- "Юный спортивный судья";
- "Спортивный судья третьей категории";
- "Спортивный судья второй категории";
- "Спортивный судья первой категории";
- «Спортивный судья Всероссийской категории».
8. Права и обязанности членов коллегии судей.
9. Коллегия судей по виду спорта и условия их формирования?
10. Численный состав  районной и городской  коллегии судей по виду спорта? Их права и обязанности.
11. Структура членов коллегии судей по виду спорта.
12. Основное содержание работы президиума коллегии судей.
13. Учет судейской коллегии по виду спорта.
14. Основное содержание положений о соревнованиях?
15. Смета и ее содержание для проведения различных спортивно-массовых мероприятий по виду спорта?
16. Особенности организации и проведения церемониалов.
17. Отчётная документация и ее содержание для проведения различных соревнований по виду спорта.
18. Всероссийский реестр видов спорта.
19. Формы и методы идейно-воспитательной работы членов коллегии судей.
20. Положение о спортивных судьях по виду спорта.
21. Современные методы планирования и организации  спортивно-массовых мероприятий.
22. Порядок подготовки и проведения спортивно-массовых соревно¬ваний.
23. Особенности подготовки и проведения соревнований различного уровня (чемпионаты, первенства, кубки, матчевые встречи, фестивали и т.д., соревнования на плоскостных открытых спортсооружениях и в закрытых помещениях и т.д.).
24. Организация работы и взаимодействие членов ГСК.
25. Организация и проведение информационной работы на соревнованиях различного уровня.
26. Подготовка мест проведения спортивно-массовых мероприятий различного уровня. 
27. Работа секретариата. Ведение судейской документации. Координация работы с пресс-центром. Использование ЭВМ в профессиональной работе членов коллегии судей.
28. Обеспечение порядка и безопасности на соревнованиях различного уровня.
29. Прав и обязанности технического делегата соревнований по виду спорта
30. Медицинское обеспечение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Основы спортивного ориентирования"
1. Анализ выступлений спортсменов-ориентировщиков в соревнованиях. 
2. Виды ландшафта и особенности их происхождения. 
3. Виды спортивного ориентирования. 
4. Горизонталь и ее виды. 
5. Группы условных знаков, привести наиболее распространенные знаки. 
6. Изображение рельефа на спортивных картах. 
7. История развития спортивного ориентирования.
8. Карта в спортивном ориентировании. 
9. Классификация ориентиров на местности и изображение их на карте. 
10. Комплексы форм рельефа и причины их происхождения. 
11. Компоненты ландшафта. 
12. Легенды контрольных пунктов. 
13. Лыжное ориентирование.  
14. Магнитный меридиан. 
15. Местность и дистанция соревнований. 
16. Оборудование дистанции. 
17. Общие требования к спортивной карте. 
18. Определение высоты сечения. 
19. Определение горизонтали.  
20. Определение профиля склона. 
21. Определение спортивного ориентирования. 
22. Определение дистанции соревнований. 
23. Определение ориентирования на маркированной трассе. 
24. Определение ориентирования по выбору. 
25. Определение соревнования в заданном направлении. 
26. Организация соревнований. 
27. Основные характеристики местности. 
28. Перечислить характерные точки рельефа. 
29. Подготовка спортивных карт. 
30. Положение о соревнованиях. 
31. Принципиальные различия в видах спортивного ориентирования. 
32. Принципы планирования дистанции. 
33. Пространственные элементы рельефа. 
34. Процесс подготовки спортивных карт. 
35. Процесс старения карты. 
36. Рельеф и его формы. 
37. Содержание документации соревнований. 
38. Состав судейской бригады  старта и их обязанности. 
39. Состав главной судейской коллегии и их обязанности. 
40. Структурные линии рельефа. 
41. Судейская бригада финиша, ее состав и обязанности судей. 
42. Стратегия спортивного ориентирования. 
43. Тактическая подготовка в спортивном ориентировании. 
44. Техника и тактика в спортивном ориентировании. 
45. Техническая информация о дистанциях. 
46. Элементы технической подготовки в спортивном ориентировании. 
47. Приемы технической подготовки в спортивном ориентировании. 
48. Типы ошибок в соревнованиях по спортивному ориентированию. 
49. Требования к изображению рельефа горизонталями. 
50. Условные знаки: искусственные сооружения. 
51. Условные знаки: скалы и камни. 
52. Условные знаки: растительность. 
53. Условные знаки: гидрография и болота. 
54. Состав секретариата соревнований, их обязанности. 
55. Азимут. Движение по азимуту и направлению. 
56. Отчет о проведении соревнований. 
 
Перечень вопросов к зачёту дисциплины  "Основы спортивной тренировки в лыжном спорте"
1. Роль юношеского спорта в общей системе физического воспитания России. 
2. Какие задачи решаются в процессе спортивных занятий с детьми школьного возраста? 
3. Основные этапы становления теории и мето¬дики юношеского спорта как научной и учебной дисциплины. 
4. Современное состояние теории и методики юно¬шеского спорта в России. 
5. Какие задачи стоят в исследованиях для дальнейшего изучения теории и методики юношеского спорта? 
6. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми младшего школьного возраста? 
7. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми среднего школьного возраста? 
8. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми старшего школьного возраста? 
9. Охарактеризуйте сенситивные возрастные периоды развития физических качеств детей, подростков и юношей. 
10. Какими факторами определяются соревновательные достижения?  
11.  Какова роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов? 
12.  Охарактеризуйте структуру соревнований по возрастным группам в нашей стране. 
13.  Какими основными документами регламентируются организация и проведение соревнований для юных спортсменов? 
14.  Значение документа «Нормы соревновательных нагрузок и условия проведения соревнований по видам спорта для спортсменов детского и юношеского возрастов». 
15. Оптимальное количество соревнований для юных спортсменов. 
16. Как должен готовиться юный спортсмен к участию в соревнованиях? 
17. Что такое соревновательная подготовка? 
18. Роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов. 
19. Охарактеризуйте влияние типа высшей нервной деятельности на освоение двигательных действий. 
20. Основные организационные формы подготовки юных спортсменов в России 
21. Охарактеризуйте задачи спортивных школ различных типов 
22. Какие основные программно-методические документы регламентируют деятельность спортивных школ? 
23. Охарактеризуйте основные формы учебно-тренировочных занятий и формы планирования работы спортивных школ. 
24.  Оценка эффективности учебно-тренировочного процесса в спор¬тивной школе 
25.  Какова система оценки качества работы тренера спортивной школы? 
26.  Расскажите о деятельности специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения. 
27. Какова роль общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля в системе подготовки спортивных резервов?
28. Средства и методы нравственного воспитания юных спортсменов.
29. Воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов.
30. Самовоспитание и спортивный коллектив.

Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Основы спортивной тренировки в плавании"
1. Роль юношеского спорта в общей системе физического воспитания России. 
2. Какие задачи решаются в процессе спортивных занятий с детьми школьного возраста? 
3. Основные этапы становления теории и мето¬дики юношеского спорта как научной и учебной дисциплины. 
4. Современное состояние теории и методики юно¬шеского спорта в России. 
5. Какие задачи стоят в исследованиях для дальнейшего изучения теории и методики юношеского спорта? 
6. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми младшего школьного возраста? 
7. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми среднего школьного возраста? 
8. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми старшего школьного возраста? 
9. Охарактеризуйте сенситивные возрастные периоды развития физических качеств детей, подростков и юношей. 
10. Какими факторами определяются соревновательные достижения?  
11.  Какова роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов? 
12.  Охарактеризуйте структуру соревнований по возрастным группам в нашей стране. 
13.  Какими основными документами регламентируются организация и проведение соревнований для юных спортсменов? 
14.  Значение документа «Нормы соревновательных нагрузок и условия проведения соревнований по видам спорта для спортсменов детского и юношеского возрастов». 
15. Оптимальное количество соревнований для юных спортсменов. 
16. Как должен готовиться юный спортсмен к участию в соревнованиях? 
17. Что такое соревновательная подготовка? 
18. Роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов. 
19. Охарактеризуйте влияние типа высшей нервной деятельности на освоение двигательных действий. 
20. Основные организационные формы подготовки юных спортсменов в России 
21. Охарактеризуйте задачи спортивных школ различных типов 
22. Какие основные программно-методические документы регламентируют деятельность спортивных школ? 
23. Охарактеризуйте основные формы учебно-тренировочных занятий и формы планирования работы спортивных школ. 
24.  Оценка эффективности учебно-тренировочного процесса в спор¬тивной школе 
25.  Какова система оценки качества работы тренера спортивной школы? 
26.  Расскажите о деятельности специализированных классов по плаванию с продленным днем обучения. 
27. Какова роль общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля в системе подготовки спортивных резервов?
28. Средства и методы нравственного воспитания юных спортсменов.
29. Воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов.
30. Самовоспитание и спортивный коллектив.

Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Русская лапта"
1. История возникновения и развитие русской лапты с древнейших времен и до наших дней.
2. История развития лапты в России. Лаптовые виды спортивных игр за рубежом.
3. Современное состояние русской лапты и дальнейшие перспективы развития.
4. Развитие русской лапты в Пензенской области.
5. Значение и применение русской лапты в физическом воспитании школьников.
6. Техника безопасности на занятиях по русской лапте.
7. Терминология в русской лапте.
8. Площадка для игры в лапту. Оборудование. Инвентарь.
9. Участники соревнований по русской лапте.
10. Судейская коллегия соревнований по русской лапте.
11. Правила соревнований по русской лапте.
12. Методика обучения технике игры в лапту.
13. Виды ударов в лапте.
14. Особенности техники игры в защите в русской лапте.
15. Особенности техники игры в нападении в русской лапте.
16. Тактические действия в защите в русской лапте.
17. Тактические действия в нападении в русской лапте.
18. Методика организации и проведения соревнований по национальным видам спорта
19. Заполнение протокола игры по русской лапте.
20. Игра в русскую лапту и ее разновидности

Перечень вопросов к зачёту дисциплины  "Суставная гимнастика"
1.Возникновение йоги.
2. Развитие йоги в стране и за рубежом.
3. Виды йоги.
4. Техника йоги, основные понятия.
5. Требования, предъявляемые к технике выполнения асан.
6. Силы, действующие на организм во время выполнения асан и их
характеристика.
7. Основы обучения технике выполнения асан.
8. Последовательность обучения в формировании необходимых умений и навыков в суставной гимнастике.
9. Предупреждение травматизма на занятиях по суставной гимнастике и пути его предупреждения.
10. Техника выполнения упражнений у стены
11. Техника выполнения упражнений с использованием специальных средств.
12. Техника выполнения упражнений сидя
13. Техника выполнения перевернутых упражнений
14. Анализ техники при выполнении комплексов.
15. Основные упражнения на растягивание
16. Основные упражнения на кондицию.
17. Индивидуальный подход к обучению на занятиях по суставной гимнастике.
18. Цели и задачи на занятиях оздоровительной суставной гимнастикой.
19. Организация и методика проведения занятий по суставной гимнастике: а) с детьми; б) с подростками; в) юношами; г) девушками; д) студентами и взрослыми.
20. Оздоровительное значение суставной гимнастики.
Перечень вопросов к зачёту дисциплины "Технологии спортивной тренировке в спорте"
1. Цели и задачи спортивной тренировки.
2. Структура отдельного тренировочного занятия в подготовке спортсменов.
3. Структура подготовленности спортсменов различного уровня.
4. Основные уровни, обуславливающие структуру тренировочного процесса спортсменов.
5. Основные принципы классификации видов спорта.
6. Содержание и методика построения микроструктуры тренировочных занятий в подготовке спортсменов.
7. Система основных спортивных соревнований.
8. Характеристика тренировочных занятий избирательной направленности.
9. Задачи, средства и методы физической подготовки спортсменов.
10. Характеристика тренировочных занятий комплексной направленности в подготовке спортсменов.
11. Характеристика основных видов нагрузок в тренировке квалифицированных спортсменов.
12. Основные типы и организация тренировочных занятий в подготовке спортсменов.
13. Содержание и методика построения тренировочных микроциклов в подготовке спортсменов.
14. Основные типы тренировочных микроциклов и их характеристика.
15. Классификация основных средств используемых в спортивной тренировке.
16. Характеристика комплексных занятий с последовательным решением задач в подготовке спортсменов.
17. Классификация основных методов используемых в спортивной тренировке.
18. Характеристика комплексных занятий с параллельным решением задач в подготовке спортсменов.
19. Структура интегральной тренировки квалифицированных спортсменов.
20. Содержание и методика построения тренировочных мезоциклов в подготовке спортсменов.
21. Общая структура построения тренировочного процесса в макроциклах.
22. Содержание и методика построения общеподготовительного периода.
23. Типы тренировочных мезоциклов.
24. Содержание и методика построения специально-поготовительного периода.
25. Общая структура построения многолетней подготовки квалифицированных спортсменов.
26. Содержание и методика построения соревновательного периода.
27. Организационно-методические основы этапа начальной спортивной подготовки спортсменов.
28. Содержание и методика построения переходного периода.
29. Организационно-методические основы этапа специализированной подготовки спортсменов.
 
Перечень вопросов к экзамену дисциплины "Биомеханика двигательной деятельности"
1. Биологические и механические явления в живых системах.
2. Предмет, задачи и методы биомеханики.
3. Направления развития биомеханики.
4. Основные понятия кинематики. Описание движений человека в пространстве и во времени.
5. Основные понятия и законы динамики движения человека.
6. Геометрия масс тела человека и способы её определения.
6. Внутренние и внешние силы. Особенности движений человека.
8. Взаимодействие человека с внешней средой. Основные силовые взаимодействия.
9. Механическая работа и энергия при движениях человека.
10. Внутренняя и внешняя работа, вертикальная и продольная работа.
11. Рекуперация энергии при локомоциях. Способы рекуперации энергии в теле человека.
12. Методы измерения работы и энергии при движениях человека.
13. Биомеханические свойства мышечной и скелетной систем.
14. Виды нагрузок и характер их действия.
15. Степени свободы движений в суставах человека.
16. Звенья тела как рычаги и маятники.
17. Режимы сокращения и разновидности работы мышц. Групповое взаимодействие мышц.
18.Мощность и эффективность мышечного сокращения.
19. Основы биомеханического исследования и контроля.
20.Измерения в биомеханике. Единицы измерения биомеханических характеристик.
21. Технические средства и методики измерения.
22. Тестирование и педагогическое оценивание в биомеханике.
23. Автоматизация биомеханического контроля.
24. Двигательные качества – качественно различные стороны моторики человека.
25.Биомеханика силовых, скоростных и скоростно-силовых качеств.
26. Биомеханические основы выносливости. Основы эргометрии.
27. Утомление и его биомеханические проявления. Механическая эффективность движений.
28.Биомеханические основы спортивной техники.
29.Управление системами движений при обучении и тренировке.
30. Характеристика спортивно-технического мастерства.
31. Закономерности спортивно-технического совершенствования.
32. Контроль и методы информации о характеристиках движений в спорте.
33. Онтогенез моторики. Прогноз развития моторики.
34. Влияние возраста и половых различий на структуру движений.
35. Влияние возраста на эффект обучения и тренировки. Особенности моторики женщин.
36. Основы программированного обучения.
37. Понятие о суггестивных методах обучения.
38. Биомеханические технологии формирования и совершенствования движений с заданной результативностью.
39. Искусственная управляющая среда как фактор формирования двигательных действий с заданными свойствами.
40. Биомеханические обучающие технологии.
41. Обоснование программы физического воспитания.
42. Установление эффективности процесса физического воспитания.
43. Обоснование спортивной подготовки и спортивной техники. Контроль при технической подготовке школьников.
44. Биомеханика ходьбы и бега.
45. Биомеханика переместительных действий и прыжков.
46. Локомоторные движения.
47. Биомеханика ударных действий.
48. Биомеханика плавания.

Перечень вопросов к экзамену дисциплины "Основы спортивной тренировки"
1. Цели и задачи спортивной тренировки.
2. Структура отдельного тренировочного занятия в подготовке спортсменов.
3. Структура подготовленности спортсменов различного уровня.
4. Основные уровни, обуславливающие структуру тренировочного процесса спортсменов.
5. Основные принципы классификации видов спорта.
6. Содержание и методика построения микроструктуры тренировочных занятий в подготовке спортсменов.
7. Система основных спортивных соревнований.
8. Характеристика тренировочных занятий избирательной направленности.
9. Задачи, средства и методы физической подготовки спортсменов.
10. Характеристика тренировочных занятий комплексной направленности в подготовке спортсменов.
11. Характеристика основных видов нагрузок в тренировке квалифицированных спортсменов.
12. Основные типы и организация тренировочных занятий в подготовке спортсменов.
13. Содержание и методика построения тренировочных микроциклов в подготовке спортсменов.
14. Основные типы тренировочных микроциклов и их характеристика.
15. Классификация основных средств используемых в спортивной тренировке.
16. Характеристика комплексных занятий с последовательным решением задач в подготовке спортсменов.
17. Классификация основных методов используемых в спортивной тренировке.
18. Характеристика комплексных занятий с параллельным решением задач в подготовке спортсменов.
19. Структура интегральной тренировки квалифицированных спортсменов.
20. Содержание и методика построения тренировочных мезоциклов в подготовке спортсменов.
21. Общая структура построения тренировочного процесса в макроциклах.
22. Содержание и методика построения общеподготовительного периода.
23. Типы тренировочных мезоциклов.
24. Содержание и методика построения специально-поготовительного периода.
25. Общая структура построения многолетней подготовки квалифицированных спортсменов.
26. Содержание и методика построения соревновательного периода.
27. Организационно-методические основы этапа начальной спортивной подготовки спортсменов.
28. Содержание и методика построения переходного периода.
29. Организационно-методические основы этапа специализированной подготовки спортсменов.
30. Организационно-методические основы этапа углублённой полготовки спортсменов.
 
Перечень вопросов к экзамену дисциплины "Основы юношеского спорта"
Роль юношеского спорта в общей системе физического воспитания России. 
2. Какие задачи решаются в процессе спортивных занятий с детьми школьного возраста? 
3. Основные этапы становления теории и мето¬дики юношеского спорта как научной и учебной дисциплины. 
4. Современное состояние теории и методики юно¬шеского спорта в России. 
5. Какие задачи стоят в исследованиях для дальнейшего изучения теории и методики юношеского спорта? 
6. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми младшего школьного возраста? 
7. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми среднего школьного возраста? 
8. Что нужно учитывать при занятиях физической культурой и спортом с детьми старшего школьного возраста? 
9. Охарактеризуйте сенситивные возрастные периоды развития физических качеств детей, подростков и юношей. 
10.  Какими факторами определяются соревновательные достижения?  
11. Какова роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов? 
12. Охарактеризуйте структуру соревнований по возрастным группам в нашей стране. 
13. Какими основными документами регламентируются организация и проведение соревнований для юных спортсменов? 
14. Значение документа «Нормы соревновательных нагрузок и условия проведения соревнований по видам спорта для спортсменов детского и юношеского возрастов». 
15. Оптимальное количество соревнований для юных спортсменов. 
16. Как должен готовиться юный спортсмен к участию в соревнованиях? 
17. Что такое соревновательная подготовка? 
18. Роль соревнований в системе подготовки юных спортсменов. 
19. Охарактеризуйте влияние типа высшей нервной деятельности на освоение двигательных действий. 
20. Основные организационные формы подготовки юных спортсменов в России 
21. Охарактеризуйте задачи спортивных школ различных типов 
22. Какие основные программно-методические документы регламентируют деятельность спортивных школ? 
23. Охарактеризуйте основные формы учебно-тренировочных занятий и формы планирования работы спортивных школ. 
24. Оценка эффективности учебно-тренировочного процесса в спор¬тивной школе 
25. Какова система оценки качества работы тренера спортивной школы? 
26. Расскажите о деятельности специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения. 
27. Какова роль общеобразовательных школ-интернатов спортивного профиля в системе подготовки спортивных резервов?
28. Средства и методы нравственного воспитания юных спортсменов.
29. Воспитание морально-волевых качеств юных спортсменов.
30. Самовоспитание и спортивный коллектив.

Перечень вопросов к экзамену дисциплины ПФСС
1. Характеристика профессионального физкультурного образования, на¬правленность на формирование педагога по физической культуре, тренера по виду спорта.
2. Требования к профессиональной деятельности современного педагога и тренера.
3. Понятие профессионализма в сфере физического воспитания и спорта.
4. Методы работы со спортсменами.
5. Освоение технологии обучения двигательным действиям и развития фи¬зических качеств.
6. Овладение системой профессионально значимых двигательных действий и повышение спортивных достижений.
7. Роль спорта в обществе, жизни отдельного человека. Типы и виды спор¬та.
8. Функции спорта в обществе.
9. Роль спорта в решении проблемы «оздоровления нации».
10. Организация спорта на международном, региональном и национальном уровнях.
11. Правила, положения, календари соревнований и классификационные системы как организующие факторы в спорте.
12. Соревнования и соревновательная деятельность.
13. Классификация соревнований по признакам цели, составу и характеру соревновательных действий соперников, контингента соперников, способа ве¬дения соревновательного противоборства, условий проведения, типа судейства.
14. Характеристика Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).
15. Структура соревновательной деятельности.
16. Факторы, обуславливающие эффективность соревновательной деятель¬ности.
17. Тренировка как составная часть системы подготовки спортсменов.
18. Основные закономерности и принципы тренировки, дидактические ос¬новы тренировочного процесса.
19. Связь тренировки с соревновательной деятельностью.
20. Содержание и основные положения современной методики подготовки спортсменов.
21. Циклический характер структуры тренировочного процесса.
22. Интегральная подготовка: задачи, средства, методы.
23. Специфика построения тренировки с учетом особенностей вида спорта, соревновательной практики, всей системы подготовки.
24. Соотношение общей физической и специальной подготовки в много¬летнем тренировочном процессе.
25. Тренировочные нагрузки.
26. Направленность тренировочного воздействия.
27. Интенсивность нагрузки.
28. Объем тренировочной нагрузки.
29. Характер отдыха и его продолжительность в тренировочном процессе.
30. Планирование тренировочных нагрузок.
31. Соревновательные нагрузки в годичном цикле подготовки спортсменов различного возраста и спортивной квалификации, количество соревнований, стартов в годичном цикле.
32. Связь соревновательной и тренировочной нагрузки.
 
Перечень вопросов к экзамену дисциплины "Спортивная метрология"
1.Предмет спортивной метрологи и ее место в подготовке специалистов.
2. Метрологическое обеспечение измерений в спорте. Размер физической величины. Единицы физических величин.
3. Основные и производные физические величины. Внесистемные единицы.
4. Шкалы измерений. 
5. Точность измерений. Классификация погрешностей.
6. Разновидности инструментальных методов контроля. Понятие об измерительной системе.
7. Оптические и оптико-электронные методы регистрации движений.  Основные разновидности методов.
8. Механоэлектрические и телеметрические методы сбора информации о спортсмене. Датчики биоэлектрических процессов. Датчики биомеханических характеристик.
9. Регистрация результатов измерения.
10. Статистические методы обработки результатов измерений. Одномерные ряды результатов измерений. Взаимосвязь результатов измерений.
11. Методы вычислений коэффициентов взаимосвязи. 
12.Статистические гипотезы и достоверность статистических характеристик.
13. Дисперсионный анализ.
14. Основные понятия и требования к тестам. Определение цели тестирования. Стандартизация измерительных процедур.
15. Надежность тестов. Основные понятия теории надежности.
16.Информативность тестов.
17. Основные понятия квалиметрии.
18. Метод экспертных оценок. 
19. Метод анкетирования. 
20. Теория оценок.
21. Шкалы оценок.
22. Нормы. Разновидности норм.
23. Понятие об управлении учебно-тренировочным процессом. 
24. Контроль за физическим состоянием спортсмена. Контроль за скоростными качествами. Контроль за силовыми качествами. Контроль за уровнем развития выносливости. Контроль за гибкостью. Контроль за ловкостью.
25. Контроль соревновательных и тренировочных нагрузок.
26. Контроль за технической подготовленностью. 
27. Контроль за спортивной тактикой.
28. Этапный, текущий и оперативный контроль.
29. Прогнозирование и отбор в спорте.
30. Информационно-техническое обеспечение учебно-тренировочного процесса

Перечень вопросов к экзамену дисциплины "Теория и методика избранного вида спорта"
1. Критерии технического мастерства спортсмена.
2. Критерии тактического мастерства спортсменов.
3. Критерии физической подготовки спортсменов.
4. Психические качества в структуре соревновательной деятельности спортсмена.
5. Развитие координационных способностей в виде спорта.
6. Установка на игру (соревнование, старт), ведение игры, разбор игры (соревнований, старта).
7. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена.
8. Физическая подготовка в процессе начального обучения спортивным навыкам.
9. История возникновения вида спорта.
10. Планирование, организация и проведение соревнований.
11. Задачи и содержание тренировочного процесса в подготовительном этапе.
12. Требования к педагогической деятельности современного тренера.
13. Методы обучения в виде спорта.
14. Структура учебно-тренировочного процесса.
15. Роль судьи в избранном виде спорта.
16. Спортивная стратегия и тактика.
17. Задачи и содержание тренировочного процесса в соревновательном периоде.
18. Место соревнований в системе подготовки спортсменов различного возраста и спортивной квалификации.
19. Требования к технике безопасности в виде спорта. Состояние спортивных сооружений, инвентаря, оборудования.
20. Организация процесса спортивной тренировки.
21. Правила соревнований и их значение.
22. Составные части тренировки.
23. Методы обследования соревновательной деятельности. Обработка полученных  данных и анализ.
24. Психологическая подготовка в избранном виде спорта.
25. Задачи и содержание тренировочного процесса в переходном периоде.
26. Характеристика основных средств восстановления в ИВС.
27. Особенности организации учебно-тренировочной работы в ДЮСШ.
28. Характеристика основных средств и методов спортивной тренировки.
29. Факторы, обуславливающие эффективность двигательных действий в избранном виде спорта.
30. Оборудование и инвентарь для проведения занятий и соревнований по виду спорта.
31. Характеристика тренировочных нагрузок.
32. Начальный отбор для занятий видом спорта.
33. Тактическая подготовка в ИВС.
34. Спортивная работа по ИВС в ДОЛ.
35. Комплектование групп и организация занятий в спортивных секциях.
36. Педагогический и врачебный контроль на занятиях.
37. Характеристика технической подготовка в системе тренировки.
38. Подготовительные и подводящие упражнения при обучении.
39. Принципы спортивной тренировки.
40. Дозирование нагрузок в разные возрастные периоды.
41. Методы спортивной тренировки.
42. Возрастные особенности развития выносливости у спортсменов.
43. Массовые формы спортивной работы по специализации.

Перечень вопросов к экзамену дисциплины  "Теория и методика обучения лёгкой атлетике"
1. Биомеханические факторы, определяющие результат в прыжках в длину с разбега.
2. Виды многоборий, их состав. 
3. Зависимость дальности полета в метаниях от начальной скорости, угла вылета, сопротивления воздуха и формы снаряда.
4. Значение легкоатлетических упражнений для развития детей дошкольного возраста.
5. Классификация и общая характеристика легкоатлетических упражнений. 
6. Контроль за физической подготовленностью легкоатлетов. Время и место контроля в тренировочном цикле.
7. Критерии отбора для занятий в различных видах легкой атлетики.
8. Лёгкая атлетика в школьной программе.
9. Легкоатлетические многоборья, методика подготовки в них.
10. Оздоровительное и прикладное значение занятий бегом, ходьбой, прыжками, метаниями.
11. Особенности проведения занятий по легкой атлетике в различных возрастных группах.
12. Особенности проведения соревнований в закрытых помещениях.
13. Особенности спортивного отбора в легкой атлетике.
14. Планирование и порядок проведения соревнований.
15. Планирование тренировочного процесса в легкой атлетике.
16. Положение о соревнованиях, виды соревнований по лёгкой атлетике.
17. Положительный и отрицательный перенос навыков в обучении видах легкой атлетике.
18. Последовательность изучения легкоатлетических видов.
19. Права и обязанности стартеров и их помощников.
20. Права и обязанности судей на дистанции, препятствиях и этапах эстафет. Тренировка в беге на короткие дистанции. 
21. Права и обязанности судей на финише.
22. Права и обязанности участников соревнований по легкой атлетике.
23. Правила проведения соревнований в беге по шоссе, марафонском беге, кроссе.
24. Правила проведения соревнований по отдельным видам многоборий.
25. Современное состояние легкой атлетики в мире, в России, в Пензенской области.
26. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по барьерному бегу 100, 110 и 400 м с/б.
27. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по бегу на короткие дистанции.
28. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по бегу с препятствиями.
29. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по бегу на средние и длинные дистанции.
30. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по метаниям копья, гранаты и мяча.
31. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по прыжкам в длину и тройным с разбега.
32. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по прыжкам в высоту и с шестом с разбега.
33. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по спортивной ходьбе.
34. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по толканию ядра.
35. Состав судей, обязанности и правила проведения соревнований по эстафетному бегу.
36. Судейская документация.
37. Техника безопасности на занятиях и при проведении соревнований по легкой атлетике.
38. Техника и методика обучения барьерному бегу на 100 и 110 м.
39. Техника и методика обучения бегу на 3000 с/п.
40. Техника и методика обучения бегу на 400 м с барьерами.
41. Техника и методика обучения бегу на короткие дистанции.
42. Техника и методика обучения бегу на средние и длинные дистанции.
43. Техника и методика обучения кроссовому бегу.
44. Техника и методика обучения метанию гранаты.
45. Техника и методика обучения метанию диска.
46. Техника и методика обучения метанию копья.
47. Техника и методика обучения метанию малого мяча.
48. Техника и методика обучения низкому старту.
49. Техника и методика обучения прыжку в высоту способом «Перекидной».
50. Техника и методика обучения прыжку в высоту способом «Перешагивание».
51. Техника и методика обучения прыжку в высоту способом «Фосбюри-Флоп».
52. Техника и методика обучения прыжку в длину с разбега способом «Ножницы». 
53. Техника и методика обучения прыжку в длину с разбега способом «Прогнувшись».
54. Техника и методика обучения прыжку в длину с разбега способом «Согнув ноги».
55. Техника и методика обучения спортивной ходьбе.
56. Техника и методика обучения толканию ядра.
57. Техника и методика обучения тройному прыжку.
58. Техника и методика обучения эстафетному бегу.
59. Технические средства, нестандартное оборудование для обучения технике легкоатлетических видов.
60. Типовая схема обучения легкоатлетическим упражнениям.
61. Траектория общего центра масс тела прыгуна в полете. Движения прыгуна в полете и их значение.
62. Требования к местам соревнований и правила проведения соревнований по метанию диска.
63. Тренажеры, технические устройства в физической, технической и тактической подготовке легкоатлетов.
64. Тренировка в барьерном и эстафетном беге.
65. Тренировка в легкоатлетических метаниях.
66. Тренировка в легкоатлетических прыжках.
67. Тренировка в легкоатлетических многоборьях.
68. Урок легкой атлетики в средней общеобразовательной школе.
69. Характеристика движений бегуна при постановке ноги на опору, в момент вертикали, при отталкивании.
70. Характеристика, динамика и методика развития быстроты у школьников и спортсменов.
71. Характеристика, динамика и методика развития выносливости у школьников и спортсменов.
72. Характеристика, динамика и методика развития гибкости у школьников и спортсменов.
73. Характеристика, динамика и методика развития ловкости у школьников и спортсменов.
74. Характеристики, динамика и методика развития силы у школьников и спортсменов.
75. Эволюция техники легкоатлетических прыжков.

Перечень вопросов к экзамену дисциплины  "Теория и методика обучения лыжному спорту"
1. Техника и методика обучения попеременному двухшажному ходу.
2. Техника и методика обучения попеременному 4х шажному ходу.
3. Техника и методика обучения одновременному бесшажному ходу. 
4. Техника и методика обучения одновременному одношажному ходу (стартовый вариант).
5. Техника и методика обучения одновременному 2х шажному ходу.
6. Техника и методика обучения комбинированным ходам. 
7. Техника и методика обучения повороту переступанием.
8. Техника и методика обучения повороту плугом.
9. Техника и методика обучения повороту упором.
10. Техника и методика обучения повороту ножницами.
11. Техника и методика обучения повороту на параллельных лыжах.
12. Техника и методика обучения повороту из упора.
13. Техника и методика обучения подъему ступающим шагом.
14. Техника и методика обучения подъему скользящем шагом.
15. Техника и методика обучения подъему беговым шагом.
16. Техника и методика обучения подъему елочкой.
17. Техника и методика обучения подъему полуелочкой.
18. Техника и методика обучения торможению плугом.
19. Техника и методика обучения торможению упором.
20. Техника и методика обучения полуконьковому ходу.
21. Техника и методика обучения прохождения неровностей.
22. Техника и методика обучения попеременному коньковому ходу.
23. Техника и методика обучения одновременному одношажному коньковому ходу.
24. Техника и методика обучения одновременному 2х шажному коньковому ходу.
25. Техника и методика обучения коньковому ходу без отталкивания руками.
26. Школа коньковых ходов.
27. Особенности инвентаря для коньковых способов передвижения.
28. Техника и методика обучения одновременному одношажному ходу( основной вариант) 
29. Техника и методика обучения торможению соскальзыванием.
30. Школа в классических способах передвижения.
31. Внеклассная работа по лыжному спорту в школе.
32. Организация и проведение соревнований в школе.
33. Планирование работы по лыжному спорту в школе.
34. Особенности занятий по лыжам с детьми школьного возраста.
35. Уход за лыжным инвентарем.
36. Выбор лыжного инвентаря.
37. Одежда и обувь лыжника.
38. лыжные мази и парафины, смазка лыж.
39. Установка креплений.
40. Выбор места для занятий лыжами.
41. Выбор места для проведения соревнований.
42. Методика тренировки в подготовительном периоде.
43. Методика тренировки в основном периоде.
44. Методика тренировки новичков.
45. Средства тренировки в подготовительном периоде.
46. Средства тренировки в основном периоде.
47. Средства тренировки лыжников.
48. Специальные упражнения лыжников.
49. Имитационные  упражнения лыжников.
50. Особенности обработки и смазки пластиковых лыж.
51. Педагогический контроль в тренировочном процессе лыжников
52. Лыжный спорт в системе физического воспитания.
53. Лыжный спорт в дореволюционной России.
54. Лыжный спорт в периоде 1917- 1941 годов.
55. Лыжный спорт в период Великой Отечественной Войны и до современного времени.
56. Значение лыж в быту и в военном деле.
57.Треножеры и технические средства , применяемые в тренировки лыжника.
58. Тесты, применяемые в лыжных гонках.
59. Виды лыжного спорта и их краткая характеристика.
60. Предупреждение травматизма на занятиях по лыжному спорту.
61. Положение о соревнованиях.
62. Заявки на участие в соревнованиях.
63. Расписание стартов, порядок старта и жеребьевка.
64. Организация проводящая соревнования.
65. Деление участников на группы по возрасту и полу.
66. Обязанности и права участников соревнований. 
67. Обязанности и права представителей и тренеров.
68. Судейская коллегия, главная судейская коллегия.
69. Технический делегат, жюри соревнований.
70. Общие обязанности судей.
71. Главный судья (права и обязанности)
72. Заместители главного судьи (права и обязанности) 
73. Главный секретарь (права и обязанности) 
74. Комендант соревнований, оборудование финиша.
75. Начальник трасс (права и обязанности)
76. Судья по маркировки лыж.
77. Информационное оборудование мест старта и финиша.
78. Стартер, помощники стартера.
79. Старший судья на финише.
80. Судья порядка прихода, секретарь судьи порядка прихода.
81. Хронометрист, секретарь хронометриста.
82. Дистанции лыжных гонок.
83. Просмотр трасс, лыжи для разминки, маркировка лыж, питание на дистанции.
84. Места старта, финиша и зоны передачи эстафет.
85. Объявление результатов соревнований.
86. Трассы лыжных гонок.
87. Прохождение дистанции лыжных гонок.
88. Прохождение дистанции в эстафетных гонках.
89. Определение времени и результатов индивидуальных гонок.
90. Правила эстафетных гонок.

Перечень вопросов к экзамену дисциплины  "Теория и методика обучения плаванию"
  1. Анализ техники движений ног и дыхания в плавании спо¬собом кроль на спине.
2.    Анализ техники движений рук в согласовании с дыхани¬ем в плавании способом кроль на спине.
3.   Анализ техники координации движений ног, рук и дыха¬ния в плавании способом кроль на спине.
4.  Анализ техники движений ног и дыхания в плавании спо¬собом кроль на груди.
5. Анализ техники движений рук в согласовании с дыхани¬ем в плавании способом кроль на груди.
6.   Анализ техники координации движений ног, рук и дыха¬ния в плавании способом кроль на груди.
7.     Анализ техники движений ног и дыхания в плавании спо¬собом брасс на груди.
8.     Анализ техники движений рук в согласовании с дыхани¬ем в плавании способом брасс на груди.
9.    Анализ техники координации движений ног, рук и дыха¬ния в плавании способом брасс на груди.
 10. Анализ техники движений ног и дыхания в плавании спо¬собом баттерфляй (дельфин).
11. Анализ техники движений рук в согласовании с дыхани¬ем в плавании способом баттерфляй (дельфин). 
12. Анализ техники координации движений рук, ног и дыхания в плавании способом баттерфляй (дельфин). 
13. Правила и техника выполнения стартового прыжка.
14.   Правила и техника выполнения старта из воды при плавании кролем на спине.
15.   Анализ техники выполнения простого закрытого поворота при плавании способом кроль на груди.
16.   Правила и техника выполнения открытого поворота при плавании способом брасс.
17. Правила и техника выполнения открытого поворота при плавании способом баттерфляй (дельфин).
18. Правила и техника выполнения поворота при плавании кролем на спине.
19. Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений ног в плавании способом кроль на спине.
20.  Характерные ошибки, возникающие у   занимающихся при изучении техники движений рук в плавании способом кроль на спине.
21.  Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники согласования движений ног, рук и дыхания в плавании способом кроль на спине.
22.   Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений ног в плавании способом кроль на груди.
23.    Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений рук в согласовании с дыханием в плавании способом кроль на груди.
 24.   Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники согласования движений ног, рук и дыхания и плавании способом кроль на груди.
25.  Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений ног в плавании способом брасс на груди.
26.   Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений рук в плавании способом брасс на груди.
27.  Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники согласования движений ног, рук и дыхания » плавании способом брасс на груди.
28.  Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений ног в плавании способом баттерфляй (дельфин).
29.  Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники движений ног в плавании способом баттерфляй(дельфин).
30.  Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники согласования движений ног, рук и дыхание при плавании способом баттерфляй (дельфин).
31.    Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники стартового прыжка.
32.   Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при  изучении техники старта из воды при плавании кролем на спине.
33.   Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники поворота при плавании кролем на спине.
34.  Характерные ошибки, возникающие у занимающих при изучении техники простого закрытого поворота при плавании способом кроль на груди.
35.  Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники открытого поворота при плавании брассом.
36.   Характерные ошибки, возникающие у занимающихся при изучении техники открытого поворота при плавании способом баттерфляй (дельфин).
 37.   Методы спортивной тренировки в плавании. Привести при¬меры.
38.   Цель и задачи массового обучения плаванию.
39.   Характеристика факторов, определяющих содержание и эффективность обучения плаванию.
40.  Классификация практических методов обучения плава¬нию. Характеристика соревновательного и игрового методов обу¬чения плаванию.
41. Характеристика общеразвивающих, специальных и ими¬тационных упражнений на суше.
42. Характеристика подготовительных упражнений для осво¬ения с водой. Привести примеры.
43. Характеристика учебных прыжков в воду.
44.  Характеристика игр и развлечений на воде. Привести при¬меры игр.
45.  Характеристика упражнений для изучения и совершен¬ствования в технике спортивных способов плавания.
46.   Меры обеспечения безопасности и предупреждения травм на занятиях по плаванию.
47. Формы занятий-no плаванию. Неурочные занятия плаванием.
48.   Формы занятий по плаванию. Уроки плавания.
49.  Характеристика урока плавания (структура, продолжительность, содержание каждой части урока).
50. Методы организации занимающихся на уроке плавания. 
51. Содержание и характеристика раздела «Плавание» программы по физическому воспитанию для дошкольных учреждений.
52. Содержание и характеристика раздела «Плавание» учебной  программы по физическому воспитанию для общеобразовательной школы
53.   Организация обучения плаванию в детских оздоровительных лагерях.
54.  Организация и проведение праздников на воде.
55. Организация и проведение итоговых соревнований по плаванию в детских оздоровительных лагерях.
56. Содержание и роль прикладного плавания.
57. Техника преодоления вплавь водных преград.
58. Приемы оказания помощи вплавь уставшему пловцу.
59. Определение и виды ныряния. Факторы, определяющие и лимитирующие достижения результата в нырянии.
60.  Характеристика видов ныряния. Элементы техники ны¬ряния в длину и глубину.
61.  Приемы погружения под воду при нырянии в длину и глу¬бину.
62.  Способы передвижения под водой при нырянии в длину и глубину. Характеристика действий, обеспечивающих ныряние.
63.   Техника безопасности при выполнении ныряния и прыж¬ков в воду.
64. Анализ техники общего согласования движений ног, рук и.дыхания в плавании способом на боку.
65.   Анализ техники общего согласования движений ног, рук и дыхания в плавании способом брасс на спине.
66.   Правила соблюдения мер безопасности при купаниях или занятиях плаванием в местах массового скопления людей.
67.  Спасательные средства и техника их применения.
68. Последовательность действий спасателя при оказании помощи вплавь.
69.  Характеристика приемов освобождения от захватов тонущего 
70.  Способы транспортировки пострадавшего на воде.
71.  Действия спасателя при определении «белой асфиксии  у потерпевшего.
72.    Действия спасателя при определении смешанного утопления или «синей асфиксии» у потерпевшего.
73.  Техника выполнения искусственного дыхания способом изо рта в рот»
74.   Техника выполнения искусственного дыхания способа  изо рта в нос».
75.  Техника выполнения непрямого массажа сердца.
76.  Техника выполнения искусственного дыхания по способу Сильвестра.
77.  Техника выполнения искусственного дыхания по способу Шефера.
78.  Спортивные способы плавания и дистанции, на которых они используются.
79.   Плавание вольным стилем на соревновательной диет» в комплексном плавании и комбинированной эстафете.
80.  Комплексное плавание: дистанции и способы их преодоления.
81.  Комбинированная эстафета: дистанция, очередность способов ее преодоления.
82.   Обязанности главного судьи соревнований по плаванию и его заместителей.
83.  Обязанности главного секретаря и секретарей судейской коллегии соревнований по плаванию.
84.  Обязанности судьи-стартера.
85.  Обязанности старшего судьи-секундометриста на соревно¬ваниях по плаванию.
86.  Обязанности судьи-секундометриста.
87.  Обязанности судей на финише.
88.  Обязанности судей по технике плавания.
89.  Обязанности судей на поворотах.
90.   Характеристика «Положения о соревнования.

Перечень вопросов к экзамену дисциплины "Управление двигательными действиями и тренировочным процессом в спорте"
1. Основы учения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна об управлении.
2. Что такое система движений, ее состав и структура?
3. Как выделяют элементы движений в пространстве и во времени; как они объединены в подсистемы и целостную систему?
4. Каковы отличия видов структуры (кинематическая, динамическая)?
5. Что такое информация и каково ее значение в программировании движений?
6. Каковы основные особенности управления движениями в переменных условиях?
7. Как изменяется система при становлении и совершенствовании спортивной техники?
8. Какова внутренняя структура управления движениями?
9. Характеристика основных уровней управления движениями (уровни позы, синергий, пространственного поля, предметного действия).
10. Техника физических упражнений как объект изучения и предмет обучения.
11. Принцип срочной информации.
12. Методы объективной срочной информации.
13. Теория «кольцевого» управления движениями.
14. Возрастные закономерности развития моторики человека.
15. Особенности формирования систем движений в физических упражнениях.
16. Дать характеристику этапов формирования спортивно-технического мастерства.
17. Методы, средства формирования технического мастерства в циклических видах спорта.
18. Методы, средства формирования технического мастерства в скоростно-силовых видах.
19. Методы, средства формирования технического мастерства в спортивных играх.
20. Методы, средства формирования технического мастерства в видах спорта со сложной координацией.
21. Методы, средства формирования технического мастерства в спортивных единоборствах.
22. Адаптация к мышечной работе на выносливость.
23. Адаптация к силовой работе.
24. Система управления подготовкой спортсменов.
25. Оптимизация тренировочного процесса.
26. Комплексный контроль в системе управления подготовкой спортсмена.
27. Педагогический контроль.
28. Биомеханический контроль.
29. Медико-биологический контроль.
30. Психологический и биохимический контроль.
31. Прогнозирование уровня достижений в виде спорта.
32. Темпы прироста спортивной результативности. Динамика спортивного мастерства.
33. Модельные характеристики двигательной подготовленности.
34. Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
35. Средства, методы и формы моделирования в спорте.
36. Технологическая схема управления тренировочным процессом.
37. Частные технологии подготовки спортсменов в циклических видах спорта.
38. Частные технологии подготовки спортсменов в единоборствах.
39. Частные технологии подготовки спортсменов в спортивных играх.
40. Частные технологии подготовки спортсменов в скоростно-силовых видах спорта.
41. Частные технологии подготовки спортсменов в видах спорта со сложной координацией.
 
 
З

 

 

Дата создания: 20.05.2013 00:14
Дата обновления: 30.06.2017 12:42